Укрепилось международное положение Руси, устанавливаются дипломатические отношения со многими государствами Европы. Благодаря женитьбе на византийской принцессе Софье Палеолог, Иван III мог по праву себя называть преемником византийских императоров (империя в 1453-1454 гг. была разгромлена турками-османами). Москва становится центром православного мира.
В 1510 г. монах Филофей обосновывает теоретические претензии Москвы на главенство в славянском и православном мире, выдвигая теорию "Москва - третий Рим". В 1497 г. создаётся достаточно централизованная система управления и вводятся единые российские законы "Судебник Ивана III". Великий князь сосредотачивает в своих руках почти всю полноту власти. Бывшие московские бояре и зависимые от Москвы князья вошли в совещательный орган - Боярскую Думу. С этим органом приходиться считаться, поскольку его члены представляли реальную власть на местах и без их согласия действовать царю было сложно. Формула отношений была такой:"государь указал, бояре приговорили". В системе исполнительной власти существовало местничество - распределение должностей согласно знатности происхождения.
Страна была разделена на местничества, управлявшиеся государственными наместниками (часто из местных земледельцев). В большом ходу была система кормления, когда наместник собирал одновременно средства и в государеву, и в свою казну. На великокняжеских землях растёт число дворян - людей, получивших поместье за службу. Это была основная опора царя. У церкви были отняты некоторые земли в пользу дворян. Ограничено было перемещение крестьян от одного владельца к другому двумя неделями осенью при условии выплаты "пожилого" - особого налога. Это усиливало личную зависимость крестьян от землевладельцев. Всё войско подчинялось лишь одному человеку - великому князю. Это ограничивало возможность местных князей в спорах с Москвой.
Василий III продолжил дело отца. Он присоединил Псков и в ходе успешных войн с Литвой возродил Смоленск.