Государство, право и церковь в средние века стояли на страже интересов феодалов и были враждебны массам народа.
  Феодальное право обычно основывалось на каком-то стереотипе, который подтверждало королевское законодательство. Таким образом была закреплена монополия земельной собственности феодалов, их права на личность крестьян, на судебную и политическую власть над ними. Большую роль в укреплении господства феодалов в странах Западной и Центральной Европы играла католическая церковь, в Византии - православная. Церковь с помощью христианской религии давала феодальному строю божественную окраску, внушала народным массам смирение и беспрекословное повиновение эксплуататорским классам. Сильное давление на народные массы сопровождалось жестокой борьбой с антифеодальными народными движениями и ересями, со всяким проявлением свободомыслием.
  В 13-15 вв. во многих странах идёт процесс централизации государства, которое постепенно принимает форму сословной монархии. Королевская власть приобретает невиданную ранее силу. В позднее средневековье феодальное государство принимает свою последнюю, наиболее централизованную форму - абсолютной монархии. Но независимо от формы феодальное государство всегда сохраняло классовый характер. В этом государстве господствующими признавались только помещики-крепостники. Крепостные крестьяне в области политических прав были лишены голоса.
  Католическая церковь является одним из главных пережитков средневековья. Выросшая на феодальной почве и приспособившаяся затем к капиталистическим отношениям, она держит в своей власти сознание огромных народных масс. Её оружием является идея смирения и покорности, с помощью которой церковь пытается служить власти, сохраняя капиталистический строй.